Меню:
Фильмы
Мультфильмы
Фан-Арт
Гостевая
Форум












Palantir
Counter CO.KZ
Best Films Top 100
Charmed Top100
Russian Film Top 50
e-mail

Поиск по сайту:


КОРОЛЬ ВАМПИРОВ

 

«Я увидел графа на земле, в гробу; древесная труха взвилась над телом, когда гроб бросили на дно повозки. Граф был смертельно бледен, лицо его напоминало восковую маску. В его крас­ных глазах было то ужасное мстительное вы­ражение, которое я так хорошо знал. Полные ненависти, они торжествующе сверкнули, ког­да последний луч заходящего солнца скользнул по его лицу».

Брем Стокер, «Дракула»

Вера в вампиров

С незапамятных времен человечество верит в вампиров — ужасных созданий ночи, живых мертвецов, встающих из могил, чтобы охотить­ся на людей, насылать на них кошмары и высасывать кровь. Упоминания о по­жирающих плоть мертвецах встречают­ся в древних вавилонских преданиях и иудейских записях; легенды о восстаю­щих из могил кровососах — в китайских летописях VI века до н.э.; в поверьях и фольклоре Африки, Азии и Ближнего Востока, а изображения чудовищ, пытающих­ся одолеть человека, чтобы высосать у него кровь, находят на античных вазах, обнаружен­ных в Персии и Греции.

Таким образом, образ вампира существовал и следовал за людьми во все времена. Наиболее пышно он расцвел в Средние века в Европе, ког­да Церковь официально признала существова­ние живых мертвецов. Именно в это время и по­явился самый известный в мире кровопийца, по­велитель всего ночного племени, король вампи­ров, упырей и вурдалаков — знаменитый граф Дракула.

Слава Дракулы

Пожалуй, ни один зловещий монстр не полу­чил столько славы, сколько досталось этому «де­мону во плоти», дьявольски элегантному персо­нажу, овеянному ореолом страха и романтики, нечеловеческой жестокости и трагической судь­бы. Освещенный романтической литературой, окутанный темным клубком зловещих легенд, воплощенный на экране, пробравшийся даже в недра компьютерных сетей, образ вечно живу­щего вампира и вправду навечно вошел в нашу жизнь, во всем своем ужасающем и повергаю­щем в дрожь великолепии.

Множество книг, поэм, а также сотни филь­мов поистине обессмертили его имя. Однако очень немногие знают, что за фигура в действительности скрывается за пеленой мрачных преданий о графе-мертвеце. А ведь история его судьбы преисполнена не только леденящи» кровь ужасами, но и глубокой, трагической печалью.

Хотите узнать, почему до сих пор в Трансильвании, на исторической родине вампира, не утихают бурные споры о загадочной личности Дракулы?

Почему часть страны считает его истинным патриотом, героем и отважным рыцарем, а другая — безжалостным тираном, кровожадным маньяком и исчадием ада?

Что послужило истинной причиной его превращения в вампира? И кого же, в конце концов, мы называем ожившим мертвецом, повелителем темных сил, королем вампиров, граф Дракулой? Если вы готовы получить сокровенное знание — добро пожаловать! Но помни-что, узнав все ответы, вы уже не сможете прогнать это знание прочь...

 

 

 

Загадка Трансильвании

Трансильвания... Загадочная страна вампи­ров и оборотней, цыган и суеверных обитателей, затерянных в долинах деревень...

Эта историческая область, находящаяся в са­мом сердце современной Румынии, отличается невероятным смешением сказочной архитекту­ры, умопомрачительными пейзажами необуз­данной природы, яркими, колоритными обыча­ями и культурными традициями народов, ее на­селяющих, столь разных и непохожих друг на друга. Карпаты, одни из самых диких и краси­вых гор в Европе, словно стены неприступной крепости вырастают вдоль ее границ. В горных долинах разбросаны маленькие деревушки, нео­бычайно красивые монастыри и мрачные, готи­ческие церкви, а со скалистых утесов угрожаю­ще скалятся, словно обломанные клыки вурда­лаков, руины старинных замков и неприступ­ных крепостей. Бурные реки, несущие неуго­монные ледяные потоки с белоснежных вершин, постепенно превращаются в ручьи, которые спускаются в дремучие таин­ственные леса, укрытые зачарованным покрывалом колдов­ского тумана, и теряются под скрюченными корнями вековых исполинов. А некоторые из них постепенно превращаются в мрачные зловонные болота, ко­варные трясины которых таят смерть для нео­сторожных путников...

Несомненно, сама природа словно бы созда­ла эту землю для того, чтобы она стала вотчи­ной темных и загадочных существ, прячущих­ся в дуплах, бродящих по горным долинам, выг­лядывающих из-под корней и поджидающих до­бычу на заброшенных кладбищах. Однако наша история начинается не здесь...

Князь Тьмы

Будущий Князь Тьмы, тот, которого вскоре окрестят зловещим прозвищем Тепеш (Сажающий на кол, или Нанизывающий, от валашского «тепа» — кол), Влад III (1431-1476) родился в семье знатных и почитаемых правителей Валахии. Это независимое средневековое княжество, расположенное по другую сторо­ну Карпатских гор от Трансильвании, находилось с ней в состоянии затяжно­го военного конфликта, как, впрочем, и со многими другими соседними госу­дарствами. Его отец, Владислав II, яв­лялся главенствующим членом знаме­нитого и таинственного Ордена Драко­на, который был образован императо­ром Священной Римской империи, вен­герским королем Сигизмундом Люксембургом для противостояния турецкому наше­ствию и борьбы с неверными. Окутанный мно­гочисленными слухами и загадками, орден этот до сих пор будоражит умы историков. Некото­рые даже называют его Орденом Вампиров...

По-валашски слово «дракон» звучит как «драк», или «дракул». Другим значением слова «дракул», бытовавшим в средневековой Румы­нии, было — «дьявол». Возможно, из-за того, что дракон присутствовал на семейном гербе и знаменах Влада II, а может быть, из-за его поис­тине «драконовских» поступков, его так и назы­вали — Дракул, а молодой Влад III стал Дракулой, что в уменьшительном варианте валашско­го языка и обозначало буквально «сын дракона». Или «сын дьявола»?

Родился Дракула в Сигишоаре, трансильван­ском городке, словно сошедшем с иллюстраций к детским сказкам, в доме1 на Кузнечной ули­це, принадлежащем его деду, знаменитому вое­воде Мирче Старому (1386-1418), заслуживше­му славу и почет за военную хитрость и смекал­ку, а затем и отцу.

Став после смерти отца одним из высших ру­ководителей ордена, Влад III, как и его предки, с гордостью носил родовой титул, подписываясь «Дракула» даже на государственных докумен­тах. Его официальная государственная монета и печать, так же, как и герб, носили изображе­ние дракона. Под стать этому существу был и характер самого Влада, отличавшегося неверо­ятной злостью и патологической жестокостью. Да и как могло быть иначе, ведь практически все детство Влад провел в турецком плену, каждый день, наблюдая нечеловеческие пытки и казни во дворе султана, снося все мыслимые и немыслимые унижения, свалившиеся на его голову и голову его брата Раду, разделявшего вместе с ним ужасы и лишения турецкого плена.

Детство Дракулы

Дело в том, что в 1442 году вся теперешняя Румыния находилась под угрожающей тенью победоносной армии полумесяца — Оттоманской империи султана Мухаммеда II Завоевателя, а по сложившимся у турецких правителе правилам, чтобы сделать угнетенных князе более покладистыми, их детей брали в заложники ко двору султана.

Каждый день они рисковали быть казненными или же, подвергнувшись унизительному ритуалу кастрации, отправиться евнухами в султанский гарем, как многие их предшественники. Собственными глазами наблюдали двенадцатилетние подростки, как нескольких детей, чьи родители-вассалы подняли бунт, подвергли весьма распространенной в Турции казни — I посадили на кол. Других же султан казнить передумал и велел ослепить, что было воспринято как великая милость с его стороны.

Начало кровавого правления

Неудивительно, что, насмотревшись на изде­вательства и унижения своих соотечественни­ков, впоследствии Влад принялся жестоко мстить туркам, выплескивая на них всю нена­висть, что накопилась в нем с детства.

Однако это произошло лишь после того, как Владу удалось вырваться из плена и вернуться в родную Валахию. К этому времени, в результате боярских интриг и распрей, его отец и старший брат уже были мертвы, преданные собственным окружением и недавними союзниками венграми. Смерть их была страшна — несчастных живьем закопали в землю. Вернувшись на родину, юный наследник престола принялся весьма активно и агрессивно «выносить сор из избы» собственного княжества.

Первым делом он уничтожил дальнего род­ственника, самовольно занявшего отцовский трон, и стал законным господарем и князем Ва­лахии. Следующим шагом он полностью исклю­чил возможность возникновения какой-либо оппозиции.

Произошло это так: юный, но решительный и уже проявивший железную волю самодержец созвал всех влиятельных вельмож и бояр, кото­рых, так или иначе, подозревал в заговоре и убийстве отца, на пир в честь своего воцарения.

Он задал вопрос убеленным сединой боя­рам — скольких правителей им удалось пере­жить на своем веку? С усмешкой представители валашской знати называли разные цифры, от десяти до тридцати. Даже самый молодой из бояр назвал семерых. Вельможи хвас­тались друг перед другом количеством сменившихся при них на троне правите­лей, указывая на то, сколь недолговечна и опасна жизнь государя, в отличие от их

собственной. Услышав все это, Влад вскочил и закричал:

— Вы и есть настоящие враги и преступники, ибо все государи Валахии пали жерт­вой ваших гнусных заговоров! А раз век госпсдарский столь короток, то и вы не должны жить дольше своих повелителей!

С этими словами Дракула незамедлительно приказал своей страже схватить всех бояр. Самых родовитых и почтенных он распорядился тут же предать мучительной казни, той самой что он наблюдал с самого детства во дворе султана. Всех их насадили на заостренные колья прямо во дворе княжеского дворца. Остальных, вместе с женами, детьми и прислугой, Дракула отправил на каторгу, за семьдесят миль, в отдаленное горное местечко Поэнари. Там они принялись за строительство неприступной крепости возвышающейся на утесе над рекою. Собственными руками каторжники продолбили в скальной породе секретный подземный ход, который вскоре очень пригодится Дракуле.

После окончания работ те несчастные, что не умерли при тяжелейшем перегоне и непосильной работе, увенчали собою импровизированную ограду из кольев, сооруженную по случаю окончания строительства. Князь, ухмыляясь, с балкона высокой башни взирал на страшный чело­веческий частокол, источающий смрад и стра­дания.2

Решение внешних проблем

Надо ли говорить, что после кровавой распра­вы над надменными вельможами все реформы и нововведения князя3 проходили при полном от­сутствии какой бы то ни было критики и проти­водействия со стороны бояр или аристократии?

После разборки с подданными Влад принял­ся за внешние проблемы государства. Он обра­тился против своей родины, Трансильвании. Дело в том, что к этому моменту она, верховодимая заправлявшими там немецкими торговца­ми, плотно держала Валахию в тисках экономи­ческого контроля. Князь, возмущенный нагло­стью жадных немцев, предпринял ряд военных походов, несших ярко выраженный каратель­ный характер.

Излюбленная казнь

В ходе их было уничтожено огромное количество людей, в том числе и мирного населения основных городов Трансильвании. Излюбленно казнью князя было насаживание людей на кол. По всей стране выросли настоящие леса из кольев, на которых корчились в нечеловечески муках сотни людей, мужчин, женщин и детей. Сам же Дракула, опьяненный собственной властью и жестокостью, не скрывая наслаждения, наблюдал за страшными судорогами своих жертв.

В зависимости от положения и со­циального статуса приговорен­ных, колы отличались длин­ною, диаметром и цветом. Из­ловчившиеся палачи Дракулы научились так насаживать не­счастных, что те могли уми­рать в течение нескольких дней, сотрясаясь в страшной агонии.

Князь обожал пировать, усевшись за столом между кольев. Обма­кивая в стекающую кровь казненных хлеб, он с наслаждением вкушал его, запивая вином, ни чуть не смущаясь при этом нечеловеческими криками и стонам умирающих, видом их изуродованных тел и страшному зловонию, исходившему от нанизанных на колья жертв. Во время наиболее дикого из устроенных им побоищ, в день Святого Варфоломея, в Трансильвании было посажено на кол около 30 тысяч человек!

Несколько историй

из хроник Восточной Европы

Возможно, именно с этого момента стали за­рождаться слухи о вампирических замашках Дракулы. Здесь уместно вспомнить завет Мои­сея о запрете употребления крови живых су­ществ: «...Я сказал сынам Израилевым: не ешь­те крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Левит, XVII, 14). Зерно страха уже упало в землю Трансильвании, и недалек был тот час, когда его всходы дадут о себе знать.

Истории о свирепых выходках тирана упоми­наются в немецких, венгерских, русских и ви­зантийских источниках. Они напоминают ка­кие-то ужасные страшилки. Вот князь, встретив во время охоты трансильванского крестьянина в драной рубахе, спросил, почему жена не зашь­ет ее ему. Узнав, что она ленива и строптива, он приказывает отрубить ей руки и посадить на кол. Мол, лентяйка и так безрукая, так что руки ей не нужны, да и жить ей незачем.

В другой истории Дракула сажает на кол се­мерых валашских торговцев, познакомивших­ся с турецкими купцами и обвиненных Тепешом в «заключении торговых связей с грязными тур­ками, врагами христианской веры».

Некий вельможа, которому стало дурно во время одного из долгих дракульских пиров по­среди посаженных на кол, заявил князю, что казненные источают уж слишком сильную вонь. «Он прав, вонь слишком тяжела», — согласил­ся с ним Дракула и тут же приказал посадить вельможу на самый высокий кол, где воздух по­чище...

А однажды Влад приказал позвать всех ни­щих, старых и больных, калек и убогих со всей Трансильвании. Собравшуюся в ожидании вели­кой милости огромную толпу он разместил в большом деревянном доме, приказав напоить и накормить досыта. После этого он вошел к весе­лящимся людям и спросил:

— Хотите, я сделаю так, что вы ни в чем боль­ше не будете нуждаться, никогда?

— Да, господин, — ответили они ему хором.

Тогда Дракула приказал запереть двери и поджечь дом. Слушая вопли горящих лю­дей, он сказал своим подданным:

— Знаете, зачем я сделал это? Чтобы не было в моих краях больше бедных, а все были только богатые. А кроме того, я осво­бодил этих несчаст­ных от любых неду­гов и помог им отпра­виться прямиком в рай!

Эти и многие дру­гие истории, взятые из хроник Восточной Европы, объясняют, по­чему впоследствии к Дракуле стали относить­ся как к колдуну, связанному с нечистой силой, приверженцу дьявола, следующему путями тьмы.

Германские хроники

Германские хроники тех лет, повествующие об ужасных поступках кровавого воеводы, созда­ли ему репутацию страшного убийцы, бесчело­вечно жестокого тирана. Так, например, из гер­манского памфлета 1460 года, сопровождающе­го гравюру по дереву с изображением Влада Дракулы, сидящего за пиршественным столом в го­родке Брашов и наблюдающего за казнью, мож­но узнать, как князь «насаживал людей на кол и жарил их; как рубил головы и варил их в кот­лах; о том, как он свежевал людей и рубил их на куски, словно капусту, а также делал много дру­гих ужасных вещей...».

Печальная тайна Замка Бран

Между тем, в результате успешных военных операций, Дракула приобрел не только страш­ную славу, но и земли, замки, а также власть над городами и народами Трансильвании.

Одним из самых известных замков Дракулы, захваченным им во время военной операции и ставшим потом его излюбленной охотничьей ре­зиденцией, является за­мок Бран. Его также на­зывают Замком Дракулы, считая, что именно его описал ирландец Брэм Стокер в своем знамени­том на весь свет романе. Замок красив, романти­чен и привлекает огром­ное количество туристов. В его внутреннем дворике находится загадочный колодец. В ветреные ночи из него доносятся страшные, нечеловеческие крики. Говорят, что это кричит женщина, поса­женная Дракулой на кол в ту злосчастную ночь, которую он провел в замке после охоты. Чем не­счастная не угодила свирепому князю, неизвес­тно... Говорят также, что под замковой скалой захоронено множество других женщин, убитых и замученных Тепешом. Однако мы снова от­влеклись от нашего рассказа.

Диктатура дьявола

Вернувшись в Валахию, Влад показал себя не только безжалостным и бесстрашным воеводой-победителем, но и бескомпромиссным правите­лем. В самые кратчайшие сроки князь полнос­тью искоренил в своем государстве воровство и преступность, сажая на кол, что называется, «направо и налево», правого и невиноватого.

Страх понести суровое наказание производил поистине чудесный эффект — в Валахии не было ни разбойников, ни мздоимцев-чиновников, ни коррумпированных слуг правопорядка. На глав­ной площади города Тырговиште находился ис­точник, в котором плавал золотой кубок. Каж­дый мог подойти и напиться из него вдоволь, и никому не приходило в голову совершить кра­жу. Зато по всей Валахии торчали колья с поса­женными на них преступниками, служащие на­глядным уроком княжеской кары. Благодаря этому преступности в государстве практически не было, и край процветал — самые богатые куп­цы Европы и Востока без страха приезжали на торговые ярмарки, нисколько не опасаясь за со­хранность своего товара.

Известен случай, когда у одного торговца ук­рали кошелек с золотыми монетами, и он при­шел к князю за помощью. Влад распорядился не­медленно, под страхом смерти, отыскать вора, а купцу выдать украденную сумму.

Однако, получив монеты назад и пересчитав их, тот обнаружил одну лишнюю. Он вернулся во дворец Дракулы, где уже шли приготовления  для казни пойманного вора. Купец сказал Владу, что одна из монет ему не принадлежит, на что Дракула тихо и спокойно ответил: «Я знаю это, и если бы ты не вернул ее, то тоже стал бы вором и сидел бы завтра поутру рядом с ним на соседнем колу».

Тем не менее, несмотря на честность и спра­ведливость, жестокость Дракулы не знала гра­ниц, переходя все человеческие рамки. Князь принялся измываться над собственным наро­дом, убивая и замучивая до смерти сотни ни в чем не повинных людей ради собственного удо­вольствия. Он оборудовал специальную площад­ку для казней перед башней своего дворца в сто­лице Тырговиште, чтобы и на рассвете, и на за­кате любоваться через окно собственной почи­вальни на мучения умирающих на колах людей.

Лес кольев

Между тем, к тому времени между Оттоманс­кой империей и Валахией назревала война. Мож­но сказать, что Влад сам спровоцировал ее, уст­роив знаменитый прием послам, присланным ту­рецким султаном. Прекрасно знакомый с обыча­ем турок-магометан не снимать головного убора, князь, тем не менее, приказал послам снять их тюрбаны в его присутствии. Послы отказались, сославшись на закон и обычай своей страны.

«Что ж, — ответил им Влад Дракула, — тог­да я помогу вам еще более укрепить этот обычай!» И князь распорядился прибить тюрбаны к головам несчастных послов маленькими желез­ными гвоздями.

Затем Влад отпустил их восвояси, приказав передать султану, что «не желает терпеть чужие обычаи на своей земле, и если тот привык сно­сить подобный позор, так пусть сам это и делает в своей стране, а не лезет к чужим правителям и не навязывает им свои порядки!».

После этой дерзкой выходки стало ясно, что войны не избежать. Тем не менее, султан попы­тался отделаться малой кровью, подослав к Вла-ду наемных убийц. Заговор был раскрыт, и князь страшными пытками вырвал у пленников необ­ходимые признания. Это послужило причиной для открытого начала военных действий. Воево­да словно бы сам лез на рожон, не страшась гибе­ли, как будто не был обыкновенным человеком.

Отчаянное поведение бесстрашного князя, хотя и внушало подданным глубочайшее уваже­ние и благоговейный ужас, вызывало и справед­ливые сомнения в человеческой сущности Дракулы. Его уже вполне серьезно начинали считать кровожадным и лютым сыном дьявола, ищущим наслаждения в чужой крови. Влад сам напал на турок, вторгшись в соседнюю Болгарию, уничто­жив при этом тысячи мирных жителей и захва­тив огромное количество пленников.

Когда еще одно государство, к тому же под­данное Турции, грозно ощерилось кровавыми колами, султан бросил на Валахию огромное воинство, многократно превосходившее армию Влада. Князь вынужден был отступать, проводя ночные вылазки, застающие турецких яны­чар врасплох. Он сжигал все на своем пути, лишь бы ничего не досталось ненавистному противни­ку, отравляя колодцы и уничтожая скот.

В турецком войске, идущем по настоя­щему пепелищу, стали поговаривать, будто этой землей правит не человек, но страшный демон, победить которого бу­дет им не под силу. Тем не менее, несмот­ря на потери и сомнения в рядах воинов, ар­мия турок подступила к самой столице — Тырговиште. Тогда-то Дракула и выки­нул свой знаменитый номер с «лесом ко­льев».

На пути турецкого войска лежало узкое ущелье. Уже на подступах к нему турки по­чувствовали страшную вонь и услышали ду­шераздирающие стоны, заставляющие зас­тыть кровь в жилах. Войдя в ущелье, турки обо­млели от увиденного страшного зрелища — на всем протяжении ущелья, вдоль узкой дороги, высились колья с посаженными на них соотече­ственниками и боевыми товарищами — общим количеством более 20 тысяч!

Некоторые жертвы уже гнили, источая чудо­вищное зловоние, а некоторые еще были живы. Они корчились в адских муках, в исступлении вращая головами, издавали жуткие звуки, мо­тая откушенными в агонии языками, переко­шенными губами умоляли прекратить их муче­ния, зарубив их ятаганами. Это были пленники, захваченные во время набега на Болгарию и ноч­ных нападений чудовищного князя.

На самых высоких кольях, окрашенных зо­лотом, сидели белюк-паши, офицеры янычарс­кого войска, и те самые неудачливые убийцы, подосланные султаном к Дракуле. Ошалевшие от крови волки и одичавшие псы бродили меж­ду зловещими кольями. Слетевшееся воронье, дико каркая, закрывало солнце...

Турки не могли идти дальше. Даже самые су­ровые воины, привыкшие к изощренным казням и пыткам, были обескуражены и потрясены уви­денным. Окончательно уверовав, что имеют дело с самим дьяволом из их темных легенд, янычары отказались следовать дальше. Видя, что Драку­ла не только не боится его, но издевается и насме­хается над Оттоманским войском, словно бы ожи­дая его и заманивая все глубже в свои владения, султан вынужден был повернуть и с позором вер­нуться на родину. Он даже не смог дойти до кон­ца ущелья — ужасный лес кольев казался ему бесконечным и проклятым путем в ад...

Слава победителя

После этого события Влад стал настоящим на­циональным героем — еще бы, остановить ог­ромную, много раз превосходящую армию, к тому же армию могучей Оттоманской империи, вторгшейся в самую глубину Центральной Ев­ропы, которой мало кто мог противостоять.

Фактически Влад Тепещ был тем заслоном, последним бастионом, который до последнего

удерживал захватчика от разорительного втор­жения в славянские земли, неся при этом колос­сальные потери. Подвиг воеводы вошел во мно­гие летописи и исторические легенды Валахии. Тем не менее, это стало началом конца. Влада погубило то же, что и многих других властите­лей до него, независимо от их силы и могуще­ства, — простое предательство.

Предательство

Дело в том, что брат Влада, Раду Красивый, тот самый, что находился вместе с ним в турецком пле­ну, давно присматривался к валашскому престо­лу. Когда турецкий султан склонил его на свою сто­рону и предложил ему, на правах законного на­следника, стать господарем валашского княже­ства, тот с радостью согласился. Он собрал вокруг себя тех аристократов, чьи родственники когда-то были жестоко казнены Дракулой и которым жестокий деспот не давал спуску. Заручившись их поддержкой, а также помощью турков, Раду объя­вил себя наследником княжеского трона.

Он занял дворец князя в столице, которую Влад, перед своим отступлением, предал огню. Сам Дракула, вместе с супругой и немногочис­ленными остатками войска, укрылся в горной крепости Поэнари, неприступной твердыни, по­строенной на боярских костях.

После угрозы турецкого нашествия, объеди­няющей и сплачивающей людей под знаменами Дракона, былая армия словно растаяла — вои­ны боялись Дракулу и готовы были следовать за новым правителем, обещающим спокойное и мирное существование. Тут-то мы и приближа­емся к наиболее драматической странице исто­рии Влада Нанизывателя.

Трагедия в Поэнари

Стоит сказать, что единственным существом, которое Дракула действительно любил, была его жена, повсюду следовавшая за Владом и готовая разделить все его радости и невзгоды. Она нахо­дилась вместе с ним в башне крепости, стоящей на высоком утесе, когда замок окружил непри­ятель.

Влад кинулся вниз, к воротам крепости, ко­торые уже не могли сдержать напор рвущихся во двор предателей, одержимых жаждой расправы над деспотичным владыкой. Супруга князя, стоя на балконе, с зами­ранием сердца наблюдала за неравной схваткой, разворачивающейся дале­ко внизу.

Видимо, предатель находился и в стенах твердыни, так как ворота уже были распахнуты, и неприя­тельская волна хлынула внутрь. Она не заметила, как Влад, видя неминуемое поражение, незаметно отступил обратно в башню и бросился наверх, чтобы спасти себя и свою возлюблен­ную. Княжна лишь видела, как один за другим пали последние воины и соратники Влада, и обе­зумевшие враги ринулись в башню...

Возможно, всего лишь нескольких секунд не хватило Тепешу, чтобы добраться до балкона, на котором стояла любимая. Когда Влад выскочил на него, там уже никого не было, а распростертое тело супруги лежало на мощеном дворе крепос­ти. Не желая доставаться предателям, она пред­почла смерть жизни без любимого, храброго вои­теля, верной опоры и надежного защитника...

Тогда-то, в безумном порыве бесконечного от­чаяния, князь и проклял Бога. Тогда он и при­звал самого дьявола себе в помощь, поклявшись ему, в случае спасения, отдать свою жизнь и душу, чтобы вечно мстить роду человеческому.

Снова предательство

Видимо, дьявол отозвался на воззвание На­низывателя, сына Дракона. Во всяком случае, ворвавшиеся воины не нашли секретного хода, которым воспользовался Влад, чтобы спастись бегством. Этот ход, как мы помним, был предус­мотрительно создан Дракулой во время строи­тельства Поэнари. Что же до погибшей княжны, то мы еще вспомним о ней в нашем повествова­нии. Во всяком случае, в честь нее теперь назва­на река Аргес, иначе называемая Рекою Прин­цессы.

Выбравшись на поверхность, Влад тайными тропами пробрался в Венгрию, где ожидал по­лучить убежище у венгерского короля Матиуша, своего бывшего союзника. Однако и там его жда­ла ловушка. Матиуш, получивший от Папы Римского значительную сумму на проведение крестового похода против неверных, но решив­ший присвоить деньги, не желал вступать в вой­ну с Турцией.

На основе ложных обвинений в союзе с тур­ками, абсурдных, нелепых, но весьма ловко сфабрикованных венгерскими подданными, Дракула был схвачен и заточен в темницу, где провел двенадцать долгих лет. Все эти годы Влад вел себя надменно и гордо, продолжая и в зато­чении оставаться непримиримым властителем, преданным собственными подданными. Однако сердце его давно превратилось в камень, если оно когда-нибудь и представляло собой что-либо дру­гое, а душа готовилась отправиться прямиком в лапы Нечистого.

Загадки, загадки, загадки…

Вот тут-то и начинается самое интересное, то, что не принимают многие историки и исследо­ватели, ибо письменных документов, удостове­ряющих описываемые ниже события, не суще­ствует. Есть только странные, полные загадок и двусмысленностей, свидетельства венгров-тюремщиков, охраняющих камеру, в которой был заточен князь. Тем не менее, народная молва подхватила обрывочные и загадочные рассказы надзирателей Влада, превратив их в важную часть легенды о вампире Дракуле, колдуне, свя­занном с нечистой силой. Итак, по порядку...

Свидетельства тюремщиков

Тюремщики как один сходились на том, что на протяжении одиннадцати лет князь постоян­но, изо дня в день, призывал себе на помощь са­мого сатану, страстно поклявшись ему, что ста­нет его верным слугой и сделает все, чтобы изве­сти неблагодарный народ Валахии с белого све­та. Он словно бы уже и не считал себя самого че­ловеком, а называл Драконом, призванным для того, чтобы покарать род людской. Его мольбы и воззвания к дьяволу оставались без ответа.

Но в последний год все неожиданно переме­нилось. Здесь свидетельства венгров расходи­лись. Одни из них утверждали, будто бы князь стал видеть некую загадочную женщину, являв­шуюся к нему по ночам. Другие считали, что это была его жена, которая покончила с собой и, не принятая из-за своего преступления в рай, в виде привидения навещала Влада.

Во всяком случае, все они сходятся на том, что поначалу Дракуле казалось, будто бы он видит призрак супруги. Они слышали, как он лас­ково разговаривает с ней, называя своей един­ственной возлюбленной. Затем некоторые из них вдруг стали слышать, как он называет призрач­ную женщину посланницей сатаны, явившую­ся, чтобы обратить его на темную сторону, пода­рить вечную жизнь для служения Владыке Тьмы.

После подобных ночных разговоров тюрем­щики находили князя в крайне истощенном и болезненном состоянии. Сообщалось также о странных ранах, появившихся на его шее, по­хожих на следы от укуса.

Вскоре Влад стал называть воображаемую по­сетительницу своей невестой, подаренной ему дьяволом, причем каждый раз он называл ее разными именами.

Надзирателям казалось, что они действитель­но слышат шепот нескольких женских голосов. Однако все они были готовы поклясться, что в камере никого не видели. Теперь следов недомо­гания после таких ночей у Влада не было, наобо­рот — он выглядел здоровым и пышущим энер­гией, словно становясь моложе.

Слуга сатаны

Вскоре Дракула выходит из тюрьмы, с пора­зительной легкостью принимает венгерское под­данство, отрекается от православной веры и пе­реходит в католичество.4 Неудивительно, что факт принятия католичества человеком, неког­да грабящим и сжигающим католические церк­ви, способствовал увеличению слухов о дьяволь­ских привычках Дракулы, давно уже ходивших среди местного населения.

Теперь же, после вышеописанных событий, в народе стали поговаривать о том, что Дракула получил-таки поддержку от самого сатаны, по­славшего ему в услужение стригий — ужасных созданий, высасывающих человеческую кровь. Но о них чуть позже.

Влад не только принял все условия венгерс­кого короля, но и женился на одной из его сес­тер. В это время, при весьма загадочных обстоя­тельствах, умер младший брат, предатель Раду, восседающий на княжеском троне все эти годы. Этого-то Дракула и ждал.

Почувствовав колебания власти в своем кня­жестве, он умело воспользовался ситуацией и вернул себе законный престол, воспользовав­шись помощью венгров и, возможно, самого дья­вола.

Народы Валахии, Трансильвании и Молда­вии с радостью восприняли возвращение было­го героя и защитника. Видимо, несчастья, при­чиняемые им турецкими оккупантами и распо­ясавшимися боярами, пересиливали суеверия и слухи о служении Влада сатане и его общения с духами зла, которые, если верить народной мол­ве, продолжали посещать князя.

Смерть Дракулы

Тем не менее, Дракулу ждало еще одно ковар­ное предательство. Ни одна из католических стран не оказала поддержки князю, некогда практичес­ки в одиночку удерживающему натиск Оттоманс­кой империи. Турки тем временем, собрав под Бу­харестом колоссальное войско, двинулись на люто ненавидимого ими врага. Влад, как обычно, бес­страшно принял сражение, во время которого его накрыл очередной удар судьбы.

Его собственные воеводы, вступившие в сго­вор с турецким султаном и изо всех сил стараю­щиеся ему угодить, подняли свое оружие на гос­подаря, и Сажающий на кол сам оказался нани­занным на копье.

Его обезображенное тело, изрубленное на кус­ки и превращенное в кровавое месиво, осталось лежать на обагренной княжеской кровью земле, а отрубленную голову Дракулы, водруженную на пику, передали турецким полководцам.

Как видно, его умертвили почти что тем са­мым способом, каким и полагается уничтожать вурдалаков — пронзив металлом тело и отделив голову. Стоит отметить, что, даже мертвый, Тепеш внушал турецким воинам сверхъестествен­ный ужас.

Стремясь как можно скорее избавиться от дьявольского подарка, те отправили ее, закон­сервировав в меду, султану, в знак уважения и подчинения валашских бояр. Так голова глав­ного и самого страшного противника султана украсила ворота его дворца в Стамбуле.

Вот так внезапно прервалась жизнь одного из самых деспотичных и кровавых правителей за всю земную историю. Тем не менее, даже после его смерти страх, посеянный Дракулой в благо­датную почву суеверной Трансильвании, про­должал давать обильные всходы. Особенно бо­гатый урожай собрал он после того, как монахи решили переместить могилу Влада, находящу­юся в монастыре Снагов.

Таинственный монастырь

Дело в том, что после смерти Влада его при­спешники собрали останки князя и захоронили в этом самом монастыре. Необходимо добавить, что этот монастырь всегда пользовался поддер­жкой и покровительством рода Дракулы, явля­ясь, если можно так сказать, его домашней, се­мейной обителью. По источникам многих иссле­дователей, позже в могилу была перенесена и го­лова князя, выкупленная у турок дальними род­ственниками Влада. Здесь мнения историков расходятся, так как, по некоторым данным, го­лова его внушала туркам такое отвращение, что они решили уничтожить и ее.

Монастырь5 этот находится на небольшом ос­трове, посередине длинного и глубокого озера Снагов. Чтобы добраться до него, нужно вос­пользоваться лодкой.

В торжественной тишине монастырь встреча­ет подплывающих в деревянных яликах пилигри­мов, величаво выступая из окутывающего остро­вок тумана. Зайдя внутрь, вы поначалу не замеча­ете ничего необычного — обыкновенный право­славный монастырь, монахи, занимающиеся сво­ими делами, священники, проводящие церковные богослужения, свечи, иконы, образы святых.

Однако через некоторое время, как следует оглядевшись, замечаешь интересные и необыч­ные детали. Вот на стене у входа висит старин­ная грамота, выданная Владу Дракуле за его рат­ные подвиги. Рядом гравюра, изображающая воеводу, гордо стоящего перед несметным турец­ким войском, посаженным на кол.

У дальней стены, в глубине храма, лежит мо­гильная плита. На ней, возле небольшой карти­ны с портретом Влада Тепеша, горит одинокая свеча. С портрета на нас смотрит человек злове­щей, отталкивающей наружности — узкое лицо, тонкий длинный нос, выдающаяся вперед ниж­няя губа и большие, стеклянные глаза навыка­те, пронзающие вас насквозь. Рядом с портре­том всегда лежат цветы...

Здесь и был погребен легендарный Дракула, Нанизыватель, господарь Валахии и Трансиль-вании, бесстрашный воевода Влад, Сажающий на кол. Почему был? Вернемся к монахам, ре­шившим перезахоронить тело князя.

 

Рождение легенды

Вскрыв захоронение, их глазам предстала пу­стая могила. Лишь мусор да ослиные кости ва­лялись на дне гроба. Дракулы и след простыл. Тут необходимо добавить, что находку монахов подтвердили и исследователи, повторно вскрыв­шие могилу в 30-х годах XX века. Именно с это­го момента закончилась слава Влада Тепеша, полководца и господаря, и началась недобрая слава Дракулы — вампира, Князя Тьмы.

Вновь с быстротой вихря распространились слухи о мертвецах, охотящихся на живых лю­дей и пьющих их кровь. Народ вспомнил мно­жество подобных случаев, произошедших пос­ле смерти Дракулы. Оказалось, что на Трансильванию обрушился просто-таки ураган вурдалаков и упырей, поднимающихся по но­чам из могил.

В народе заговорили, что Дракула вернулся, чтобы исполнить свою клятву, данную дьяво­лу, и жестоко мстит человечеству. Теперь все верили, что он, и при жизни являясь нелюдем-кровопийцей, стал вампиром в буквальном смысле этого слова, получив от своего адского покровителя вечную жизнь и власть над миром зла, став истинным Князем Тьмы. Не стоит за­бывать, что в ХУ-ХУП веках упырем называ­ли колдуна-чернокнижника, вступившего в сговор с дьяволом ради мирских благ и нужда­ющегося в свежей крови для свершения черных магических ритуалов. Правда, за это Дракуле пришлось заплатить суровую цену — отдав собственную душу дьяволу и став живым мерт­вецом, он обречен был вечно проводить время в поисках крови, чтобы иметь возможность ожи­вать по ночам. Так что, говорили местные, по­дарок сатаны обернулся для князя страшней­шим проклятием.

Стригойки — ужас Румынии

Тут-то и вспомнились рассказы венгерских тюремщиков, а также давно волнующие населе­ние слухи о женщинах, посещавших Дракулу во время его заточения. Причем, заметьте, речь идет не об одной, а именно о нескольких жен­щинах, которых впоследствии стали называть невестами Дракулы. Коренные жители Трансильвании не сомневались, что эти женщины являлись стригами, или стригойками.

В румынском фольклоре испокон веков существовали злые духи, кото­рых прозвали Йелес, что дословно означает просто «они», так как считали слишком опасным назы­вать их по именам. Ими являлись три страшных ведьмы, по имени Залина, Марина и Катрина. Они повелевали неистовыми ветрами и разрушительными бурями, ли­шали юношей мужественных сил и пили кровь новорожденных, пробираясь дома по ночам. Также их называли стригами подразумевая под этим названием вампиров, в которых превратились бывшие ведьмы.

Само название «стрига» связано со словом «стригия», которое пришло в Европу из глубокой древности. В римской мифологии стригиями назывались отвратительные птицеподобные женщины, близкие родственницы гарпий, ко­торые, подкрадываясь к колыбелям, высасыва­ли кровь у спящих младенцев. Упоминания о хищных созданиях встречаются у Овидия в «Фастах»:

«...Головы их велики, очи зорки,

                                а клюв беспощаден,

В крыльях видна седина,

                                крючьями когти торчат.

Ночью летают, хватают детей

                                в пеленах колыбельных

И оскверняют тела этих младенцев грудных.

Клювами щиплют они,

                                говорят, ребячьи утробы

И наполняют себе выпитой кровью зобы».

(Пер. Ф. Петровского)

Любопытно сходство слова stryge (дословно «вурдалак» или «вампир») с румынским strigoi (стригой, стригойка) — словом, которым стали называть кровососов в Румынии. Существует также в румынском языке и слово «стрига» — кричать, так что вполне возможно, что привыч­ка женщин-вампиров громко и отвратительно кричать при запахе свежей крови также повли­яла на их название.

Предки кровопийц

Предками стригий являлись кровожадные божества греко-латинской мифологии — ламии и эмпузы. Имя Эмпуза принадлежало дочери Гекаты, богини колдунов, привидений и страш­ных чудовищ.

Это было демоническое создание с отврати­тельными бронзовыми ногами, бесплотное боже­ство, способное принимать вид прекрасных дев, чтобы соблазнять простых смертных. Она дели­ла ложе с молодыми юношами, высасывая из них жизненные силы, пока те спали.

Этим же занимались и ламии, античные про­образы христианских суккубов, демониц, обольщающих юношей во время сна, доводя их до изнеможения и смерти, а затем сжирая обес­кровленные тела. В образе красавиц с длинны­ми волосами ламии выкрадывали детей и соблаз­няли любовников, выпивая затем их кровь.

Мифологическая Ламия была дочерью По­сейдона и Либии. Ревнивая Гера, жена Зевса, который соблазнил Ламию, жестоко отомстила ей за измену с мужем, убив детей царицы, а ее превратив в чудовище, лишенное сна и вынуж­денное бродить в ночи, похищая и поедая несча­стных и беззащитных младенцев. По некоторым версиям, Гера заставила ее сожрать и собствен­ное потомство.

Впоследствии Зевс сжалился над несчастной Ламией, даровав ей возможность вынимать свои глаза из глазниц и спокойно засыпать, становясь безвредной.

Впоследствии ламии, эмпузы и стригий пе­рекочевали в европейский фольклор, обогатив­шись новыми живописными чертами.

Например, говорили, будто бы ламии, пре­красные девушки с роскошными телами и ко­пытами вместо ступней, приезжают за детьми в карете темно-красного цвета, призванного скрывать пятна крови, запряженной черными конями. Соблазняя детей яркими игрушками и заманчивыми обещаниями, они затем хвата­ют их, бросают в карету с кляпом во рту и уво­зят в свое логово, где спокойненько высасыва­ют из детишек всю кровь. Если же за каретой устремляется погоня, они тут же исчезают под землей, оставив после себя лишь подобие кро­товой норы.

Жители Румынии не сомневались в том, что стригий, или, по-румынски, стригойки, питают­ся не только живыми людьми, но и мерт­вецами: ночами бродят они по кладби­щам, вытаскивая трупы и пожирая их, оставляя лишь обглоданные ко­сти. Утверждали, что стригойки, умеющие летать и сладострастно кричащие, словно сычи, при запа­хе свежего мяса, имели ноги с ког­тями, как у хищной птицы.

Однако и у ламии, и у стригий, и у эмпуз имеется еще один древ­нейший предшественник, легенда о котором уходит в глубину тысяче­летий.

Матерь демонов

Это ужасная Лилиту, страшный демон бурь из ассиро-вавилонских летописей. В шумеро-аккадской транскрипции Lil, или, дословно, «пы­левая буря».

Упоминания о крылатом женском демоне, посещающем по ночам мужчин, совращающем их и пьющем кровь, наводящем порчу на детей, душащем младенцев, похищающем новорож­денных, чтобы высосать из них всю жизнь и ко­стный мозг, встречаются в еврейских и канаанитских надписях в Арслан-Таш (северная Си­рия, VII-VIII вв. до н.э.).

Позднее вавилонская демоница, называемая Лилит, перекочевала в еврейские предания, со­гласно которым она являлась первой женой Ада­ма, созданной, как и он сам, из глины. Однако все дети, рождаемые от их союза, оказывались демонами. Правда, некоторые легенды говорят, что злые духи рождались от ее дальнейших со­итий с дьяволом.

Рассорившись с Адамом, отвергнутая им за непокорность и строптивый нрав, она покинула чертоги Рая, превратившись в убийцу новорож­денных, причину женского бесплодия и совра­тительницу мужчин. Лилит стала матерью «ве­ликого множества демонов», их госпожой и по­велительницей.

В Библии Лилит упоминается как демон пу­стыни лишь раз — в книге пророка Исайи (Ис. 34:14). В талмудических трактатах она рисует­ся демоном с ликом женщины, длинными струящимися волосами, крыльями и когтистыми ногами (Эрувин, 100 в; Ниддах, 24 в).

Нарушив главный закон Моисея, категори­чески запрещающий употреблять кровь живых существ, Лилит стала основным из злых духов иудейской демонологии, ночным чудовищем, питающемся кровью спящих, душителем детей (Ленгтон, 16). Каббалисты считали ее любовни­цей и женой самого дьявола.

Единственным средством спасения новорож­денных от ужасной Лилит являлся амулет-обе­рег, защищающий младенцев от кровожадного демона. Один из подобных, амулетов, найден­ных археологами, датируется VII веком до н.э.

Стоит отметить также интересный факт. На более поздних амулетах, где Лилит отождеств­ляется уже с просто вредоносной ведьмой, она называется также именем

Превращение князя в вампира

Улавливаете связь с трансильванскими стригами и валашскими стригойками? Вот какие силы оказались в услужении Дракулы, ставше­го владыкой темного мира.

Таким образом, становится понятно, какой обезоруживающий ужас производили на жите­лей средневековой Румынии чудовищные женщины-вампирши, называемые в народе невеста­ми Дракулы.

Обретают логическое объяснение и смутные свидетельства тюремных надзирателей Влада. Посланные к Дракуле самим сатаной, древние демоны зла в обличье прекрасных девушек со­блазнили князя и сделали его вампиром, выпив его кровь, а затем дав напиться своей.

Ведь, как известно, человек, укушенный вам­пиром, сам вскоре превращается в кровожадное чу­довище. Таково было предназначение невест Дракулы, данное им хозяином Ада. Во всяком случае, жители Трансильвании в этом не сомневались.

До сих пор земли Румынии полны загадочны­ми посмертными легендами, разнося недобрую славу князя-вампира. Крестьяне говорили также, что одной из кровопийц-стригоек была вернувша­яся возлюбленная Дракулы, его настоящая супру­га, умершая нехорошей смертью и ставшая из-за этого неупокоенным оживающим мертвецом, воп­лощением древнего бесплотного демона зла.

 

Были ли они правы или стали жертвой заблуж­дений, плутая в дебрях древнейших суеверий? Вряд ли мы сможем узнать это, если, конечно, сам князь Дракула не соизволит открыть нам всю правду собственной загадочной жизни и смерти. Однако он надежно укрывается в своих убежищах, имя которым — тьма, смерть и вечность.

Hosted by uCoz